Пир во время войны, или как НАБУ хочет разрушить украинскую правоохранительную систе
О пользе антикоррупционного органа было написано и сказано очень много. Нужно признать, что Украине бюро как таковое крайне необходимо, однако все же не в том виде, в котором его создали.
Детективы НАБУ получают немаленькую зарплату из денег, выделенных иностранными государствами в качестве помощи Украине в проведении реформ. Все бы ничего, да только эти финансы фактически отмываются и уходят в небытие, поскольку толку от действующего с февраля 2015го органа ноль.
Мало того, что антикоррупционеры начали свою работу с воплощения простейшей истины: если не можешь побороть – возглавь. Коррупционные схемы, которыми раньше занимались чиновники в кабинетах, начали реализовываться через офис НАБУ. Но это еще полбеды. Основная опасность заключается в том, что в действиях бюро четко просматривается направление работы во благо иностранных государств. Пусть даже обществу все подают под соусом борьбы со взяточниками в высших эшелонах власти. Не обольщайтесь. Люди, вкладывающие в нашу страну миллионы, делают это не просто так. А лобби полнейшей неподконтрольности правоохранительного органа, который вскоре может быть полностью независим ни от кого в стране, может создать мощнейшую пятую колонну, способную начисто разрушить государство изнутри.
Немного примеров. Создание НАБУ было преподнесено как большая победа для Украины. Так оно и было, а свою работу детективы начали с громких задержаний. Казалось бы, начинается реальная борьба со взяточниками, теневыми схемами и т.д. Власти гордятся своим детищем, народ ликует.
Однако за любой провал органа автоматически отвечают политики, в том числе и самые высшие. Поэтому Сытник и компания могут с легкостью дискредитировать государственную власть, зная при этом, что им светит максимум увольнение, а само бюро уже никто не закроет.
Таким образом, антикоррупционный орган может стать последней каплей в терпении общества, которое постоянно подогревают «зрадой» с телеэкранов и СМИ.
А саботажа в деятельности НАБУ, нужно сказать, более чем достаточно.
Давайте вспомним несколько последних событий. Незаконное прослушивание детективами ни в чем не повинных бизнесменов в рассчет не берем – это не саботаж, а банальное преступление.
Больше интересует реакция бюро на покупку элитной квартиры Сергеем Лещенко. После долгих проверок, которые были инициированы из-за давления общества (а не по собственному желанию), Сытник заявил, что состава преступления в приобретении жилья нет. Мол, действительно акция от застройщика была, поэтому цена квартиры занижена раз так в пять. Беспрецедентная акция, видимо. А то, что сам политик в декларации никаких таких денег не указывал, этим, по мнению НАБУ, должны заниматься другие органы. Оно и понятно. У детективов времени нет.
Невероятным саботажем попахивает и решение бюро не заниматься проверкой е-деклараций чиновников. То есть, проверять-то будут. Только если НАПК попросит. Но никаких уголовных дел не будет. Не их, якобы, подследственность.
Извините, уж очень хочется вклиниться, а чья тогда? Копы должны такие вещи расследовать? ГПУ? СБУ? А ваше ведомство для чего создали?
А теперь поясним, для чего. То есть, чем именно хотят заниматься доблестные НАБУшники.
В Верховную Раду недавно внесли нашумевший законопроект о том, что бюро должно получить право самостоятельно прослушивать телефонные переговоры украинцев. Если закон начнет действовать, то это будет прямое нарушение Конституции. А если же под данный правоохранительный орган еще и основной закон переписывать придется, то это уж совсем, извините, наглость.
Но опять же, дело даже не в этом.
Есть в своде законов один интересный пункт, согласно которому решение на прослушку фигурантов уголовных дел должен дать суд. То есть следователь идет к судьям, показывает им материалы кейса, аргументирует, почему ему обязательно необходимо проводить негласные следственные действия, а затем уж непосредственно может приступать к самой прослушке.
И вот этот пункт из закона убрать уж никак не могут. Иначе совсем уж получится некрасиво. Но НАБУшники выход нашли. Если нельзя отменить санкционирование судьями прослушки, можно просто засекретить их решения.
То есть детективы, как уже происходило с прокурором сил АТО Константином Куликом, могут обратиться к любому судье, который находится у них под колпаком (судья, давший разрешение на прослушку, был сам фигурантом уголовного дела, разве не коррупция?), а его решение будет храниться в секретности.
Что имеем в итоге? НАБУ, правоохранительный орган, во время войны в стране и шаткой ситуации в обществе, с которой в данный момент, слава Богу, справляются настоящие силовики, превращается в инструмент, расшатывающий фундамент государства. И под это бюро планируют переписать законы, изменить структуру работы правоохранителей, а также дать детективам полную свободу и безнаказанность.